Театральная студия «Человеки» выступила с премьерой спектакля «Варшавский набат».
Нацистская чума глазами детей. Театральная студия «Человеки» выступила с премьерой спектакля «Варшавский набат». Он посвящён героической судьбе польского педагога Януша Корчака, который не бросил своих маленьких воспитанников и был замучен вместе с ними в газовой камере нацистского концлагеря Треблинка. История об убийстве детей, показанная глазами юных жителей города, заставила зрителей о многом задуматься. Ведь нацистская чума, которая была побеждена 70 лет назад, вновь возвращается.
— Вы не верите в немецкую доброту.
— Я знаю доктрину фюрера. Доброта, сочувствие только для немцев.
Когда существует две расы — люди и нацисты, поверить в доброту действительно сложно. «Варшавский набат» — не просто рассказ о великой трагедии. Прежде всего, это история о том, как сохранить в себе человечность в условиях, когда речь идёт о жизни и смерти.
В основе спектакля судьба польского доктора и писателя Януша Корчака, организовавшего приют для еврейских сирот. У него был выбор — отказаться от детей, уйти и остаться в живых. Он шагнул вместе со своими воспитанниками в газовую камеру. Между предательством и смертью Януш Корчак выбрал смерть. Кирилл Ризак в «Варшавском набате» антигерой — оберштурман фюрер Конрад Вольф. Как говорят в театре — это роль на сопротивление. Признаётся, перевоплотиться в палача, убийцу детей получилось не сразу.
Кирилл Ризак, актёр театра-студии «Человеки»
Было очень тяжело вжиться в роль этого самого Конрада Вольфа. Потому, что надо, во-первых, преодолеть страх перед ним и преодолеть ту ненависть, которую ты к нему испытываешь. То есть, ты одновременно ненавидишь и боишься самого себя.
Работая над «Варшавским набатом», режиссёр-постановщик Алексей Щелкунов постарался отразить не только весь ужас Варшавского гетто, но и дал понять — ошибки прошлого возвращаются.
Алексей Щелкунов, руководитель театра-студии «Человеки»
Сейчас это о детях Донбасса. Эта ситуация, которая повторяется, она не должна быть не в коем случае. Это не какое-то воспоминание, это память в первую очередь, но не какое-то воспоминание, ни в коем случае. Это напоминание. Напоминание, потому что сейчас это происходит.
От первой репетиции до премьеры актёры проделали огромный путь. Менялись образы, добавлялся характер. Неизменной оставалась только идея: «Убивать нельзя». Задумчивые лица зрителей ясно дают понять, её удалось донести.
Анастасия Чуйко, зритель
Было очень трудно сдерживаться, особенно нам, молодёжи, современным людям, непонимающим, что такое война и видя это всё. Я просто не представляю, чтобы мы делали и как бы это пережили, будь мы на их месте.
Анастасия Братухина, зритель
Это нужно знать, это нужно смотреть, это нужно видеть. Я не могу пройти мимо этого потому, что я знаю, что это было и всякое может быть, и не дай Бог, чтобы это вновь повторилось. Это нужно знать.
Этот спектакль можно поставить на любой сцене. С декорациями или без них. Неважно. Тогда, сейчас и много лет спустя местом действия «Варшавского набата» всегда будет оставаться совесть, совесть каждого из нас.