Мастера парковой скульптуры создают шедевры из дерева
В Новом Уренгое продолжается фестиваль парковой скульптуры «Легенды Севера». В творческом состязании принимает участие 17 мастеров из разных уголков страны, уже прошедших отборочный этап. Работы нынешнего конкурса отражают легенды, мифы и историю нашего края. Сегодняшний день для умельцев — завершающий. Деревянные композиции практически готовы. Осталась отточить детали и скульптуры можно представить на суд жюри, а затем и горожан.
Звенят «болгарки». Летит стружка. Вокруг витают облака древесной пыли. На площадке, где работают умельцы, пахнет свежим деревом и…настоящим чудом. В руках мастеров податливый материал обретает черты людей и животных, сказочных божеств и героев. Покровительница земли Ямала задумчиво смотрит вдаль, исполняя песню предков. Такой увидел свою героиню томский скульптор Павел Сафронов.
Павел Сафронов, скульптор, Томская обл.
Это девушка, которая призывает бога Нума в свою обитель, чтобы продолжить род ямальский. Она играет на варгане и чтобы он не заблудился в тайге, она ему подает знак, чтобы он шел на этот звук.
Целой командой скульпторы водружают шамана на спину гигантского комара. Ставят на место и зловещий хоботок. «Хозяин тундры» — так называется композиция Николая Гетьмана. Правда, кто в этом дуэта главный — человек или насекомое, приносящее столько неприятностей кочевникам, не берется сказать даже автор работы.
Николай Гетьман, скульптор, Московская обл.
Художник делает сказку, а каждый зритель по-своему ее трактует. Это композиция для раздумий. Каждый трактует для себя, кто будет хозяин. Может, шаман, может стихия, комары, природа.
Что ни скульптура — то древняя ненецкая легенда: две противоположности, олицетворяющие свет и тьму — Нум и Нга. Ненцы, кочующие по тундре, навстречу дневному светилу. Бедного пастуха, уставшего от длинной полярной ночи, и мечтающего заарканить солнце, вырезал из дерева Роман Петров. Якутский мастер отмечает — наши эпосы во многом похожи.
Роман Петров, скульптор, Республика Саха (Якутия)
Северные эпосы, они очень похожи друг на друга. Это суровый край, одинаковый климат, условия жизни. В любом эпосе есть добрые и злые духи. Долго придумывал эту композицию. Достаточно долгий и упорный труд был, создание этого образа. Это моя мечта о теплом солнце, чтобы согревало северную землю постоянно, чтобы всегда было тепло.
Многие участники фестиваля — мастера-универсалы, работают и со льдом и с костью. Говорят, дерево имеет свои особенности: задумка автора должна вписываться в цилиндрическую форму материала.
Алексей Зайкин, скульптор, г. Новый Уренгой
Да всегда интересно работать с чем-то новым. Я по сути своей косторез. Больше работаю с миниатюрами, а тут размеры совсем другие. Ну и материал, соответственно, другой. Интересно.
Среди сказочных экспозиций, есть и одна историческая — самарский скульптор Сергей Ключников изобразил 501-ю и 503-ю стройки. Шероховатый, неотполированный материал древесины только придает выразительности лицам узников, прокладывающим мертвую дорогу. А согнутые спины подчеркивают как тяжел их труд. Работы участников практически завершены, впереди работа жюри, которым предстоит сделать невозможное — определить лучшего из лучших.
Светлана Захаревич, директор окружного Дома ремёсел, член жюри фестиваля, г. Салехард
Каждая работа, она гениальна. Для жюри очень сложно работать. У нас, конечно, есть свои критерии, и по мастерству, и по композиции, и по сложности исполнения, И для жюри самое главное не сделать ошибку.
Хоть мастера и конкуренты, но между ними товарищеские отношения. Соперничество на втором месте. Главное, сделать работу так, чтобы понравилось людям, и в городе остался добрый след от легендарного фестиваля.