Поддержка отзывчивых ямальцев может сыграть решающую роль в абилитации аутистов.
Мы продолжаем знакомить вас со студентами центра «Антон тут рядом». Напомню, съёмочная группа «Импульса» побывала в Петербурге, где наблюдала за процессом социальной абилитации аутистов. Это расстройство — в современном обществе явление частое. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень его распространения во всём мире ежегодно возрастает на 14%. Нам нужно учиться взаимодействовать, уверены эксперты, искать язык, который поможет общаться на равных.
Атмосфера центра напоминает атмосферу детского сада: безопасно, уютно, шумно, и даже родители вечером в раздевалке — ну, точно как из детства. И неважно, что воспитанники или студенты, как называют их в центре, за редким исключением совершеннолетние. Родители — их главная опора.
Наталья Самосуд, мама студента центра «Антон тут рядом»
Мы лечим, мы кормим, мы водим, умываем, делаем что-то бытовое, забываем о том, что там есть душа, которая хочет себя выявить, хочет себя открыть.
Местом для души и стал центр. Гостеприимный для самых разных студентов: юных и зрелых, застенчивых и раскрепощенных, говорящих и молчащих, так называемых высокофункциональных, у которых нарушения почти незаметны, и достаточно тяжёлых.
Ольга Селивёрстова, мама студентки центра «Антон тут рядом»
Она же сидит в квартире, она не ходит никуда, у неё нет друзей, потому что она не говорит, не может себя предложить. Искать контакты через интернет — чревато, можно расстроиться. Ей очень сложно найти друга.
Постепенно тихая, скромная Аня вливается в коллектив студентов центра. О том, что ей там хорошо, сказать не может. Но мама в этом уверена — Аня перестала брать в центр свою сумку — гарант безопасности. Без неё она никуда. В сумке диски с любимыми фильмами, фотографии близких и книги с репродукциями картин из Эрмитажа. Аня почти никуда не ходит без сумки. Центр — исключение. К огромному сожалению мамы 16-летнего Жени Анны Пупыревой, он открылся слишком поздно. Она уже приняла трудное для себя решение эмигрировать в Израиль. Как говорит сама, из двух жизней — своей и сына — выбрала сына.
Анна Пупырева, мама студента центра «Антон тут рядом»
Кроме того, что я видела своими глазами, я очень много читала, и я очень боюсь того, что будет после меня. У меня нет молодых родственников, к сожалению. В Израиле главным опекуном такого ребенка является государство, родители — только помощники.
Любовь Аркус, режиссёр, основатель центра «Антон тут рядом»
Сейчас везде лучше, чем у нас, по части нашей проблемы. Но я, например, никуда эмигрировать не собираюсь. Это моя страна, мой город, мои аутисты и я, их Люба Аркус, и мы хотим жить здесь, у себя на родной земле.
Государство — машина тяжеловесная, неповоротливая. Общество мобильнее. А общество — это мы. И как только мы докажем, что у нас получилось, государство — есть надежда — присоединится. Главное — начать.