Импульс Севера – На Ямале развивают собственное производство маломерного флота
16+

На Ямале развивают собственное производство маломерного флота

Фото: АО Горковский рыбозавод

Выпуск маломерных судов, адаптированных к арктическим условиям и потребностям ямальских рыбодобытчиков, ведется на базе двух профильных предприятий — Горковского рыбозавода и Аксарковского рыбопромыслового предприятия.

В прошлом году АО «Горковский рыбозавод» запустил производство пластиковых бударок нового поколения. Они успешно используются как на магистральных реках, так и в мелководных соровых системах. Грузоподъемность судна составляет до одной тонны, что обеспечивает возможность транспортировки улова и рыболовных сетей. Корпус из пластика не подвержен коррозии и гниению, отличается легкостью и устойчивостью на воде — это подтверждает опыт эксплуатации на предприятии.

На сегодняшний день завод выпустил шесть бударок для собственных нужд и четыре — для частных клиентов. Уже сейчас поступают заявки на поставку лодок в 2025 году от различных подразделений и рыболовецких общин.

Андрей Попов, директор АО «Горковский рыбозавод»:

— В настоящий момент для Салемальского участка готовим первую лодку, они опробуют ее в работе и примут решение о дальнейшем заказе. Мы готовы подстраиваться под индивидуальные требования — по длине, ширине конструкции. Пластик легко ремонтируется, не требует смоления, не трескается, не рассыхается. Лодки отличаются легкостью, но при этом устойчивы и не подвержены сильному крену. Если даже корпус будет поврежден, его можно быстро отремонтировать.

Аксарковский рыбозавод специализируется на строительстве классических деревянных бударок, которые исторически используются на Ямале с 1930-х годов. Это тяжелая лодка длиной не менее семи метров с широкой и приподнятой носовой частью, высокими бортами и прямой кормой. Она способна перевозить до 1,5 тонн груза, предназначена для эксплуатации на крупных реках и озёрах.

В строительстве применяются лучшие сорта древесины: ель — для обшивки, сосна — для палубы и шпангоутов. Вес бударки — 250 кг в сухом состоянии и до 600 кг уже после намокания при спуске на воду. Стандартный срок службы — шесть лет, но при хорошем уходе и ремонте может достигать 30 лет.

Алексей Лукьяшко, директор Аксарковского рыбозавода:

— Бударка — проверенное временем судно. Мы используем традиционные технологии и материалы, как это делали мастера еще с 1930-х годов. Такая лодка хорошо показала себя на Ямале, и мы готовы изготавливать их по заявкам предприятий и общин, учитывая индивидуальные пожелания.

Окружной департаментом агропромышленного комплекса изучил опыт предприятий по строительству и эксплуатации маломерных судов. В перспективе собственное производство на базе Горковского и Аксарковского рыбозаводов позволит полностью закрыть потребности региона в обновлении маломерного флота.

Дмитрий Коробейников, начальник отдела организации и регулирования рыболовства:

— В целом, на территории округа существует потребность в изготовлении 52 лодок. Детальные предложения с характеристиками продукции и контактными данными мы направили рыбодобывающим предприятиям и рыболовецким общинам. Первые отклики и заказы уже начали поступать.

Первые упоминания о бударках относятся еще к эпохе Петра I. В 1696 году около полусотни бударок использовались при штурме турецкой крепости Азов. На Ямале устойчивые широкие лодки с высокими бортами начали строить ссыльные из Астрахани, конструкция адаптировалась под северные условия.

Больше новостей — в телеграм-канале «Импульс Севера».

Другие публикации в разделе «АПК»