О защите прав потребителей
Памятка для потребителей.
Информация о портале ГИС ЗПП. Как воспользоваться важной и полезной информацией.
В информационной телекоммуникационной сети Интернет функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации. Вход на данный ресурс свободный. Доступ к ресурсу осуществляется по адресу: https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Для удобного и эффективного использования ГИС ЗПП размещена в соответствующих тематических разделах, для перехода к которым в левой части сайта расположены соответствующие ссылки.
Справочник потребителя.
Наиболее ценная для потребителя информация размещена в разделе «Справочник потребителя». Справочник содержит алгоритм действий потребителя при возникновении спорных ситуаций, примеры рассмотрения типовых конфликтных ситуаций, ответы на часто задаваемые потребителями вопросы, связанные с приобретением товаров и заключением договором на оказание услуг (выполнение работ).
Особого внимания заслуживают примерные формы документов по различным видам деятельности, размещенные в справочнике. Так потребители имеют возможность воспользоваться формами для составления претензий (при продаже некачественного товара, для отказа от товара, приобретенного дистанционным способом и др.). Имеются также формы для исковых заявлений.
В рассматриваемом разделе можно ознакомиться с актуальной на текущей момент информацией, которая может представлять интерес для широкого круга потребителей. Кроме того, в справочнике размещены памятки, которые позволяют получить исчерпывающую информацию в конкретной области и по конкретному вопросу.
Нормативные правовые акты.
Раздел включает правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, а также иные акты, содержащие обязательные требования к товарам (работам, услугам).
Нормативные правовые акты, представленные в настоящем разделе, размещены в группах: «Международные нормативные правовые акты», «Технические регламенты таможенного союза», «Федеральные нормативные правовые акты», «Региональные нормативные правовые акты», «Проекты нормативных правовых актов», «Экспорт продукции».
Информационно-аналитические материалы.
Здесь размещены ежегодные государственные доклады о защите прав потребителей в Российской Федерации, а также программы (планы) по обеспечению защиты прав потребителей и информацию об их реализации.
В настоящем разделе представлена информация, содержащаяся в государственных докладах о защите прав потребителей в Российской Федерации, материалах общественных объединений, данные статистического наблюдения в сфере защиты прав потребителей Российской Федерации, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований хозяйствующими субъектами.
Продукция, не соответствующая обязательным требованиям.
Данный раздел включает сведения о результатах проведенных в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проверок соответствия товаров, работ, услуг установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.
В разделе доступна информация о сведениях о фактах нарушения требований технических регламентов, сведениях о результатах проверок соответствия товаров, работ, услуг, а также сведениях о проводимом учете и анализе случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей. Данный блок может быть особенно полезен для предпринимателей.
С целью оперативного общения между потребителями и специалистами Роспотребнадзора функционирует модуль «Виртуальная приёмная» ГИС ЗПП, в котором граждане размещают вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, оказания работ и услуг.
Особый интерес представляет раздел информационной системы ГИС ЗПП, который позволяет получить сведения об органах и организациях в сфере защиты прав потребителей. Данный раздел снабжен интерактивной картой и позволяет осуществлять поиск органов и организаций, осуществляющих защиту прав потребителей в каждом субъекте Российской Федерации.
Создание государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей явилось весомым вкладом в решение проблемы повышения информированности населения о деятельности Роспотребнадзора по обеспечению качества и безопасности реализуемых населению товаров и услуг, судебной защите прав потребителей, а также повышения уровня потребительской грамотности граждан.
Памятка для потребителей.
Информация о цифровой маркировке товаров
Распространение некачественной и контрафактной продукции — серьёзная проблема, как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю.
«Честный ЗНАК» — это национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных.
Основная задача системы «Честный ЗНАК» — повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Что такое код Data Matrix и где его найти? Это специальный цифровой код, который производитель или импортер наносит на упаковку, коробку, или на товарный ярлык. Он немного похож на QR-код. Цифровой код маркировки уникален, неповторим, не похищаем, легко наносится на любую упаковку.
Любой потребитель с установленным на смартфоне приложением «Честный ЗНАК» может проверить легальность товара. Всё, что нужно сделать покупателю — скачать приложение и отсканировать код. Приложение дает возможность потребителю получить информацию о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара, например, информацию о составе и материалах, из которых он сделан. В случае если с товаром что-то не так, в карточке будет отражен красный статус сканирования. Некоторые недобросовестные производители продолжают реализовывать продукцию без цифровых кодов. Качество такой продукции, ее путь до прилавка не прослежен, поэтому она может быть потенциально опасна для здоровья. Рекомендуется обращать внимание на наличие кода маркировки на товаре и дату его изготовления.
Если товары из перечня маркируемых больше не могут продаваться без Data Matrix кода, но вы не находите код на упаковке, или не можете считать его в приложении «Честный ЗНАК», нужно сообщить о нарушении. Также нужно сообщить, если за товар с кодом отказываются принимать безналичную оплату и выдать чек. Сделать это можно нажав в главном меню или в карточке товара кнопку «Сообщить о нарушении», сфотографировать товар со всех сторон и заполнить необходимые поля. Роль общественного контроля очень важна в борьбе с подделками. Все жалобы, отправленные в приложении, анализируются контрольно-надзорными органами, по рассмотренным обращениям принимаются соответствующие процессуальные решения.