Импульс Севера – Информация о реализации обязательств Территориального трехстороннего соглашения между межотраслевым Советом профессиональных союзов города Новый Уренгой, Некоммерческой организацией «Новоуренгойское объединение работодателей» и Администрацией города Новый Уренгой за 2023 год
16+

Информация о реализации обязательств Территориального трехстороннего соглашения между межотраслевым Советом профессиональных союзов города Новый Уренгой, Некоммерческой организацией «Новоуренгойское объединение работодателей» и Администрацией города Новый Уренгой за 2023 год

Взаимодействие сторон социального партнерства в муниципальном образовании осуществляется в рамках Территориального трехстороннего соглашения между

  • межотраслевым Советом профессиональных союзов города Новый Уренгой,
  • Некоммерческой организацией «Новоуренгойское объединение работодателей»,
  • Администрацией города Новый Уренгой на 2019-2024 годы, далее — Соглашение.

Соглашением охвачено более 48 тыс. работников 110 организаций.

  1. Сторона: Межотраслевой Совет профессиональных союзов города Новый Уренгой

Профессиональные союзы города новый Уренгой являются одной из сторон ныне действующего территориального трехстороннего Соглашения, направленного на создание на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей нашего муниципального образования.

Анализ выполнения обязательств Соглашения профсоюзной стороной позволяет сделать вывод о том, что социальными партнерами в прошлом году взятые обязательства были выполнены практически стопроцентно.

В частности, на всех предприятиях города, где действуют профсоюзные организации, входящие в состав межотраслевого Совета профессиональных союзов города Новый Уренгой, своевременно выплачивается заработная плата, обеспечиваются гарантии по выплате районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате.

Главной задачей в работе профсоюзных организаций всех уровней в отчетном периоде является защита социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, направленная на обеспечение достойного уровня их жизни на основе роста заработной платы, гарантий сохранения занятости и социальной защиты высвобождаемых работников, надежной социальной защищенности работающих. Успешное решение данной задачи стало результатом отлаженной работы с работодателями на принципах социального партнерства. Как следствие, коллективными договорами и соглашениями охвачены практически все предприятия и организации, где действуют профсоюзы.

На высоком уровне реализуются принципы социального партнерства, во взаимоотношениях с профсоюзными организациями ООО «Газпром добыча Уренгой», АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО Газпром переработка филиал Завод по подготовке конденсата к транспорту, ООО «Газпром энерго», ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс». Эти предприятия по праву считаются самыми социально ориентированными. По ходатайству Новоуренгойской районной организации Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства руководители ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс» награждены знаком Российского Совета Нефтегазстройпрофсоюза «Диалог и партнерство».

В 2023 году на предприятиях и организациях города массовые сокращения не наблюдались.

Особое место в дальнейшем развитии профсоюзного движения в муниципальном образовании принадлежит молодежи. Без сильной молодежной составляющей невозможно укрепление позиций профсоюзов в современном обществе, возрастание их влияния на социально-экономические процессы, проведение эффективной кадровой политики, формирование кадрового резерва.

Таким образом, во всех структурах городской профсоюзной организации основные направления молодежной политики включают в себя:

— мотивацию профсоюзного членства;

— вовлечение молодежи в деятельность профсоюзных организаций;

— защиту социально-экономических прав и интересов молодежи;

— формирование активной жизненной и общественной позиции молодых людей;

— активную пропаганду здорового образа жизни через привлечение молодежи к участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях.

Среди приоритетных уставных задач, которые повседневно решают профсоюзы города, самые важные — обеспечение жизни и здоровья работников.

Поскольку охрана труда и окружающей среды является одной из центральных социальных проблем, от решения которой во многом зависит экономическая стабильность предприятий, здоровье и благосостояние работающих, профсоюзные организации всех уровней уделяют этому вопросу пристальное внимание. Сегодня в организациях города данный вопрос отслеживают около 500 уполномоченных по охране труда Нефтегазстройпрофсоюза России. Ежегодно они повышают свой профессиональный уровень.

Большая работа проведена профсоюзами города в подготовке проведения выборов Президента Российской Федерации. Совместно с работодателями проводится работа по оказанию помощи участникам СВО.

Социальное партнерство с работодателями, представление интересов работников и сотрудничество с ветвями власти города Новый Уренгой, реализация гарантий, устанавливаемых коллективными договорами — основные задачи, которые ставят перед собой все профсоюзные организации города. В свою очередь члены профсоюзов, работающие на предприятиях и организациях муниципального образования, нацелены на дальнейший качественный труд, доверяют крепкой связке администраций и профсоюзных организаций всех предприятий. Они уверены, что их профессиональные социально-трудовые права и интересы будут надежно защищены и в дальнейшем.

  1. Сторона: Некоммерческая организация «Новоуренгойское объединение работодателей»

В целях выполнения обязательств Соглашения Некоммерческая организация «Новоуренгойское объединение работодателей» (далее — НКО «НОР») проводила информационную работу с работодателями Нового Уренгоя о необходимости заключения коллективных договоров, где Соглашение рассматривалось как основа для переговоров с профессиональными союзами по их заключению.

По запросам от партнеров по Соглашению НКО «НОР» представляла информацию по вопросам, включённым в Соглашение, проводила взаимные консультации по снижению социальной напряженности в городе.

Совместно с межотраслевым Советом профессиональных союзов города Новый Уренгой обеспечивалась поддержка проводимой Администрацией социально-экономической политики, инициатив и решений, направленных на повышение благосостояния жителей города, развитие и укрепление города Новый Уренгой.

НКО «НОР» участвовала в постоянно действующих комиссиях, создаваемых органами местного самоуправления для рассмотрения вопросов социально — экономического развития и в сфере социально-трудовых отношений на территории города, способствовала созданию благоприятного инвестиционного климата, созданию условий, обеспечивающих динамичное развитие экономики и конкуренции в городе Новый Уренгой.

  1. Сторона: Администрация города Новый Уренгой

В целях исполнения обязательств Соглашения Администрацией города в 2023 году проведены следующие мероприятия:

— в сфере экономической политики

  • В рамках реализации основного мероприятия «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства) и самозанятым гражданам» подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Новый Уренгой» муниципальной программы «Управление развитием муниципального образования» в 2023 году было проведено 22 заседания конкурсной комиссии по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам (далее — конкурсная комиссия), на которых было рассмотрено 79 заявлений на предоставление грантов и субсидий.

По результатам заседаний конкурсной комиссии финансовая поддержка за счет средств местного и окружного бюджетов была оказана 38 получателям (35 субъектам МСП, 2 самозанятым гражданам и 1 организации, образующей инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства) на общую сумму 30 750 тыс.рублей, в том числе:

  • 16 начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на начало собственного дела (6 170 тыс.рублей);
  • 2 самозанятым гражданам (200 тыс.рублей);
  • 11 субъектам предпринимательской деятельности на возмещение части затрат, связанных с приобретением основных средств (9 160 тыс.рублей);
  • 5 субъектам социального предпринимательства (1 970 тыс.руб.);
  • 3 предпринимателям на реализацию крупных инвестиционных проектов на территории муниципального образования (10 000 тыс.рублей);
  • 1 некоммерческой организации на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий в сфере поддержки предпринимательства на территории муниципального образования город Новый Уренгой (3 250 тыс.рублей).
  • В течение 2023 года в аренде у субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан находилось 58 объектов муниципального имущества, общей площадью 174 579,67 кв. м из них:
  • 24 объекта недвижимого имущества (здания, нежилые помещения), общей площадью 1 544,67 кв. м;
  • 24 земельных участка, общей площадью 173 035,00 кв. м;
  • 10 объектов движимого имущества.

В пользовании организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, находилось 19 объектов муниципального недвижимого имущества общей площадью 5 595,40 кв. м.

Имущественная поддержка за 2023 год оказана 144 субъектам предпринимательства и самозанятым гражданам, в том числе:

  • 23 субъекта малого и среднего предпринимательства получили поддержку в виде предоставления в пользование на долгосрочной основе объектов недвижимого и движимого муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества;
  • 1 субъект малого и среднего предпринимательства в виде реализации права выкупа арендуемого муниципального имущества;
  • 120 субъектов предпринимательства получили поддержку в виде приостановления применения повышающих коэффициентов по арендной плате за пользование земельными участками, учитывающих категорию арендатора (Ка).

Сумма выпадающих доходов (имущественная поддержка СМСП) в 2023 году составила 18 111,05 тыс. рублей.

  • В рамках информационной поддержки за отчетный период оказана информационно-консультационная поддержка более 350 субъектам предпринимательства и самозанятым гражданам по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности.

В местных средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования город Новый Уренгой размещено более 200 материалов о поддержке малого и среднего бизнеса.

На постоянной основе осуществлялось информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проводимых на территории муниципального образования города Новый Уренгой, а также Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО) мероприятиях, направленных на развитие и поддержку предпринимательской деятельности через официальный сайт муниципального образования город Новый Уренгой (nur.yanao.ru), Телеграм, ВКонтакте, путем адресного обзвона.

— в сфере оплаты труда и социальной защиты работников

  • Продолжилась реализация мероприятий по исполнению Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Произошёл рост средней заработной платы работников муниципальных учреждений по сравнению с 2022 годом:

— общеобразовательных — на 7,4% (составила 121 397 руб.);

— дошкольных — на 8,0% (составила 85 688 руб.);

— дополнительного образования — на 6,2% (составила 113 990 руб.);

— культуры — на 11,0% (составила 130 265 руб.);

— по работе с молодёжью и общественностью — на 47% (составила 120 024 руб.).

Как и в предыдущие годы сохраняется значительный разрыв (4,65 раза) между средней месячной заработной платой в муниципальных учреждениях и величиной прожиточного минимума в ЯНАО для трудоспособного населения, установленной на 2023 год (в размере 22 806 руб.).

  • Оплата труда работников муниципальной сферы осуществлялась своевременно и в полном объеме, задолженности по заработной плате перед данными работниками и отчислениям во внебюджетные фонды не возникало.
  • В целях предотвращения социально-экономической напряженности, организации взаимодействия и координации деятельности органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по обеспечению устойчивого развития и финансовой стабильности продолжена работа Антикризисного штаба при Главе города Новый Уренгой (далее — антикризисный штаб), проведено 2 заседания антикризисного штаба и 9 заседаний рабочей группы антикризисного штаба.

Антикризисным штабом проведена работа по погашению задолженности по заработной плате с 27 организациями городского округа, общий размер задолженности в которых составил 159 872,30 тыс. руб. Результатом данной работы в 2023 году стало погашение задолженности по заработной плате на сумму 137 525,93 тыс. руб. Также прокуратурой города Новый Уренгой исключена задолженность в размере — 5 279,70 тыс. руб. (в связи с ликвидацией организации, а также иными корректировками).

Таким образом, общая сумма погашенной (признанной погашенной, исключённой из реестра) задолженности по заработной плате за 2023 год составила — 142 805,63 тыс. руб. (89,3%). При этом из реестра полностью исключено 19 организаций с общей суммой задолженности 139 072,10 тыс. рублей перед 1 918 работниками.

  • По состоянию на 31.12.2023 коллективно-договорным регулированием трудовых отношений в городском округе охвачено 98 организаций, общая численность работающих в них (с учетом привлеченных с других территорий РФ) составила 54 831 работник.

Из 98 организаций уведомительную регистрацию в Администрации города Новый Уренгой прошли коллективные договоры 84 организаций городского округа, остальные 14 организаций — по месту нахождения головного офиса.

С целью оказания методической помощи организациям городского округа систематически проводятся консультации по заключению коллективных договоров. В 2023 году в адрес 95 организаций были направлены письма о рассмотрении возможности заключения коллективного договора либо продлении срока коллективного договора, срок действия которого заканчивается.

  • За счет средств бюджетной системы в выездные оздоровительные лагеря и центры в 2023 году реализовано 1664 путёвки, в том числе:

— за счет средств окружного бюджета — 1542 путевки (за пределами ЯНАО);

— за счет средств окружного бюджета — 81 детская путёвка (ЯНАО, г. Ноябрьск);

— за счет средств федерального бюджета — 41 детская путёвка.

За счет средств предприятий и организаций города отдыхом и оздоровлением в лагерях Черноморского побережья охвачено 579 несовершеннолетних.

Отдых детей за счет окружных средств в 2023 году был организован в 13 лагерях:

— Тюменская область: АНО ОДООЦ «Ребячья республика», АНО ОДООЦ «Олимпийская ребячка»; АНО ООЦ СТ «Серебряный бор»; АНО ОДООЛ «Остров детства», АНО ДООЦ «Алые паруса»;

— республика Крым: ФГБОУ МДЦ «Артек», «Код 250.240.89» по городам республики Крым;

— Краснодарский край: ФГБОУ ВДЦ «Смена», МБУ УБО «Эллада», ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», ДОЛ «Мадагаскар», ДОЛ «Юбилейный»;

— ЯНАО, ГБУ ЯНАО «РЦПВ «Авангард» в г. Ноябрьск.

За 2023 год на отдых и оздоровление направлен 781 ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации.

В летнюю кампанию 2023 года на территории муниципального образования город Новый Уренгой была организована работа 9 летних лагерей с дневным пребыванием детей на базе 7 образовательных организаций.

Работа летних лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных организаций осуществлялась в 3 смены для 1116 несовершеннолетних (план 860 детей) в возрасте 6,6 лет — 17 лет с организацией трехразового питания и дневного сна для детей до 10 лет.

Обеспечен максимальный охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в школьных лагерях отдохнули и оздоровились 109 детей (121 ребенок в 2022 году), находящихся в трудной жизненной ситуации:

— 20 детей, проживающих в малоимущих семьях (в 2022 — 54);

— 38 детей-инвалидов (в 2022 — 23);

— 19 детей с ОВЗ, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (в 2022 — 14);

— 32 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(в 2022 — 30).

Основой функционирования школьных лагерей является оздоровительно-образовательная деятельность, специфика которой выражается в направленности на содержательное наполнение свободного времени детей, восстановление израсходованных в период обучения сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.

— в сфере занятости населения

  • Продолжил работу Координационный совет содействия занятости населения. За отчётный период проведено 1 его заседание.
  • Продолжена работа по определению мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ в организациях городского округа.

Определено совместно с филиалом по г. Новый Уренгой ФКУ УИИ УФСИН России по ЯНАО (далее — УИИ) для осужденных к исправительным работам 18 рабочих мест в 7 организациях города, к обязательным работам: для отбывания уголовного наказания — 52 места в 13 организациях, административного наказания — 26 мест в 6 организациях. Кроме того, согласованы места отбывания исправительных работ для 2 осужденных (на основании писем УИИ).

  • В целях поиска подходящей работы в службу занятости обратилось 609 граждан, признано безработными 302 чел. (в 2022 году — 2 046 чел. и 416 чел. соответственно).

Нашли работу при содействии службы занятости — 396 чел. (2022 г. — 1 551 чел.), в том числе 235 чел. — постоянную работу.

Уровень регистрируемой безработицы составил 0,1% экономически активного населения города.

  • Временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2023 года были организованы на базе 74 организаций и предприятий города.

Всего на территории муниципального образования город Новый Уренгой для временного трудоустройства граждан в возрасте от 14 до 18 лет было создано 1251 рабочее место, в том числе:

— в работе Трудовых отрядов Главы города Новый Уренгой приняли участие 630 человек, из них в районах Коротчаево и Лимбяяха — 135 человек;

— 464 человека были трудоустроены в организации города;

— 157 человек — в муниципальные учреждения.

— в сфере охраны труда и окружающей среды

  • Продолжилась работа Межведомственной комиссии по охране труда муниципального образования город Новый Уренгой (далее — Комиссия). В соответствии с утвержденным планом работы Комиссии проведено 2 заседания.
  • По итогам 2023 года всего произошло 12 несчастных случаев (аналогичный период прошлого года — 14), из них: тяжелых несчастных случаев — 10 (аналогичный период прошлого года — 11 случаев), в т.ч. групповых несчастных случаев — 0 (аналогичный период прошлого года — 0); со смертельным исходом — 2 случая (аналогичный период прошлого года — 3 случая).

В результате произошедших тяжелых несчастных случаев пострадало 12 человек, из них погибло — 2 человека.

Причинами тяжелых несчастных случаев стали:

— прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев — 5 несчастных случаев (42%);

— неудовлетворительная организация производства работ — 4 несчастных случая (34%);

— неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест — 1 несчастный случай (8%);

— нарушение технологического процесса (05) — 1 несчастный случай (8%);

— нарушение правил дорожного движения — 1 несчастный случай (8%).

По данным территориального отдела управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе в 2023 году установлено 7 случаев хронических профессиональных заболеваний в 3 организациях муниципального образования город Новый Уренгой (в 2022 году — 4 случая).

Управлением по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой рассматривается и учитывается каждый несчастный случай, произошедший в организациях, расположенных на территории муниципального образования город Новый Уренгой.

Уделяется особое внимание эффективности принятых мер, направленных на профилактику и недопущение несчастных случаев (тяжёлых, в том числе со смертельным исходом, производственных травм), кроме того проводится анализ несчастных случаев среди организаций, допускающих неоднократные, систематические случаи производственного травматизма работников.

  • Подводя итоги, следует отметить, что несмотря на непростые социально-экономические условия, сложившиеся в 2023 году в нашей стране, можно отметить относительную стабильность социальной обстановки в муниципальном образовании город Новый Уренгой.
  • Также хотелось бы подчеркнуть, что информация о публичных акциях протеста и о назревающих конфликтах в трудовых коллективах, охваченных Соглашением, на протяжении 2023 года не поступала.
  • В то же время, по-прежнему сохраняет актуальность вопрос отсутствия интереса со стороны работодателей малых и средних предприятий к развитию социального партнерства и безразличие их работников к объединению и заключению коллективных договоров, что не позволяет в полной мере охватить социальным партнёрством работающее население городского округа и использовать преимущества системы договорных взаимоотношений в обеспечении согласования интересов работодателей и работников.

Другие публикации в разделе «Известия местного самоуправления»